Вводная научной антипсихиатрии Давно замечено старание психиатров подчеркнуть значение психиатрии как науки. Для этого, они всегда (если не забудут) в своих выступлениях на телевидении, в прессе, на форумах в интернете внушают аудитории незамысловатый посыл - они просто и уверенно заявляют, что психиатрия, это - наука. И все, ни в какие дискуссии по этому поводу психиатры не вступают. Как оказалось, видимо боятся за свое реноме и психологи. По крайней мере, старания превознести психологию в ранг науки весьма заметны в небольшой работе из Новосибирска. В этом контекстве бросается в глаза утвердительный паттерн заголовков "Психологическая диагностика как наука" и "Предмет психодиагностики как научного знания", - звучит не к месту претензиозно. А следующий тезис вообще выглядит комедийно, как буд-то Белова сама себя убеждает в необходимости постановки именно "важных вопросов", а не как всегда, во время бухалова: "Ты меня уважаешь?" ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. ЧАСТЬ 2 Автор-составитель О. В. Белова Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 Введение Тема 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК НАУКА Тема 2. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Тема 3. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ) Тема 4. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ Тема 5. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Тема 6. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Дополнительная литература ко всему курсу Тема 4 СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ САМООТЧЕТЫ 1. Типы стандартизованных самоотчетов: тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, идеографические техники [21] Несмотря на то, что в одну группу объединены как номотетические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу : информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения. Приведем краткие характеристики этих методов: 1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух– трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо ("Боитесь ли Вы темноты?"), либо косвенно ("Все люди честны"). Опросники строятся как одномерные , измеряющие одно свойство, так и многомерные , измеряющие несколько свойств. С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы исследования личности : - подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);
- типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);
2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями. 3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн. Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам. Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства. 4. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта (11). 2. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета. Способы "защиты" от фальсификации данных Причины недостоверности самоотчетов: 1. у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают; 2. на респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежаниие влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи; 3. респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают; 4. позиционный стиль ответов, то есть через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить (например, "да, да, да..."). Чтобы этого не происходило, вводят прямые и обратные вопросы; 5. респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы (очень близкие синонимы). Примечания: [21] См. 4. С. 10-11. Литература: 1. Бажин Е.Ф. и др. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал, – 1984, T. 5, № 3. C. 152-162. 2. Березин Ф.Б. и др. Методики многостороннего исследования личности. – М.: Медицина, 1976. 3. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116. 4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 5. Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. – М.: Педагогика, 1981. Гл. 6,7. 6. Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста ЕРУ // Психологический журнал, 1987. № 1. 7. Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кеттелла (8PI) // Психологический журнал, 1990. Т. 11, №11. C. 34-48. 8. Кабанов М.М. и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – М.: Медицина, 1983. 9. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наук. думка, 1984. Гл. 3. 10. Практикум по психологии / Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд. МГУ, 1972. С.183 – 194. 11. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987. 12. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17. 13. Экспериментальная психология / Под ред. П. Фреса, Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1975. Гл. 17. 14. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 1989. Гл. 3. 15. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. – М.: Мысль, 1989. Тема 5 ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ 1. Теоретические источники проективного метода: психоанализ, холистическая психология, экспериментальные исследования New Look [22] Как мы уже упоминали проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование. Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное". Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации (см. здесь – 2). Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д. Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования. Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: "контроль" и "когнитивный стиль", а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, "ответ" респондента на поставленную задачу (3), с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль". 2. Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки [23] Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно: 1. особенностями стимульного материала; 2. особенностями поставленной перед респондентом задачи; 3. особенностями обработки и интерпретации результатов. 2. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д. 3. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. 4. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана (2)) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик. Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов. 3. Классификация проективных методик [24] Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик. 1. Методики дополнения . Стимульный материал: - набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
- Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").
- Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").
2. Методики интерпретации . Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди). 3. Методики структурирования . Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха). 4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения). 5. Методики изучения продуктов творчества . Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное"). Примечания: [22] См. 1. Гл. 2; 2. С. 182-210; 3. С. 34-46; 4. С. 398, 391, 397; 7. С. 105-111. [23] См. 1. Гл. 1; 2. С. 182-210; 3. С. 194-228; 7. С. 105-111. [24] См. 1. Гл. 1; 2. С. 182– 210; 3. С. 194-228; 6; 7. С. 105-111. Литература: 1. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987. 2. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. – М.: Педагогика, 1982. 3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). – Киев, 1989. 5. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1989. 6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Медицина, 1970. С. 160-171. 7. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. Литература по указанным методикам (см. – 3): 1. Справочник по проективным методикам / Под ред. Бернарда И. Марштейна. – Лондон: "Нью-Йорк", 1965 ( "Неоконченные предложения" ). 2. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во МГУ, 1987 ( ТАТ, Толковение случайных форм Г. Роршаха ). 3. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116. 4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988 ( "Рисунок семьи" ). 5. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев: Выща школа, 1978. 6. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983. С. 127 7. Бурлачук А.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 1989. 8. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989 ( "Рисунок семьи" ). 9. Роршах Г. Психодиагностика. / Пер. с нем. В.Ф. Кох, – Тбилиси, 1972. 10. Штаабс Г.С. Вклад в исследование бессознательной проблематики и характерологической структуры в диагностике и терапии. / Служ. пер. с англ. ( "Сценотест" ). 11. Методика Г.Роршаха и ее применение при исследовании больных эпилепсией, методические рекомендации. / Под ред. С.Ф. Селянова. – М., 1978. 12. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская А.А. Социальная психология на западе (теоретические направления). – М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 190 ( "Кто Я?" ). 13. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности ( ТАТ ). 14. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). – Киев, 1989. 15. Бернс Р.К. Действующие стили и символы семейных рисунков. 16. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – М.: Медицина, 1970. С. 160-171 ( "Пиктограмма" ). 17. Методическое письмо "Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых нервных заболеваниях. – Л., 1981. 18. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – М.: ВНИК "Школа", 1989. 19. Психологический журнал. Т. 14, № 5, 1993. С. 90-98 ( "Чужие рисунки" ). 20. Романова Е.С., Потемкина О.Р. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1982, 256 с., илл. ( "Рисунок семьи", "Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур", "Дерево", "Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Дом-Дерево-Человек", почерковедение ). 21. Психологическое самообразование: читая зарубежные методики:. Проблемы психологической личности. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Школа-Пресс, 1992. С. 46-48. / Б-ка журнала "Вопросы психологии" (Общая характеристика проективных методик, ТАТ, Толкование случайных форм Г. Роршаха ). 22. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978 ( ТАТ, рисование красками, "Неоконченные фразы", ассоциативный эксперимент, "Проективное интервью", Толкование случайных форм Г. Роршаха ). Тема 6 ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Области социальной практики, требующие применения психодиагностики Чаще всего вопросы, требующие применения психодиагностики, возникают в следующих областях социальной практики: • расстановка кадров, профотбор, профориентация; • оптимизация обучения и воспитания; • прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.); • судебно-психологическая экспертиза; • консультативная, психотерапевтическая помощь; • др. 2. Ситуация клиента и ситуация экспертизы. [25] Все случаи обращения за помощью к психологу можно отнести к двум основным типам: 1. ситуация клиента – когда человек сам обращается к психологу за помощью, например, за консультацией (Телефон Доверия, Центры психологической консультации, частные обращения и др.); 2. ситуация экспертизы – когда к психологу обращается администрация (например, администрация больницы, школы, суда, предприятия) за помощью в диагностике, например, уровня психического развития человека, причин отклоняющегося поведения подростка, состояния преступника в момент совершения преступления, профессиональной пригодности и т.д. Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам: a. мотивация клиента, готовность к сотрудничеству. В ситуации СК клиент сам обратился за помощью, он заинтересован в разрешении своего вопроса. В ситуации СЭ человек как бы насильственно подвергается диагностике и воспринимает ее как экзамен. В случае СЭ заинтересованность человека состоит в том, чтобы как можно лучше контролировать свои ответы и угадывать, чего от него хотят. Проведение правильного исследования с получением надежных и валидных результатов требует от психодиагноста умения создать из ситуации экспертизы ситуацию клиента. b. Характер обратной связи с заказчиком (клиентом и администрацией). В ситуации СК ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции. В ситуации СЭ ответ психолога чаще всего в виде психологического заключения для принятия администрацией решения (см. ниже). 3. Варианты использования психодиагностических данных 1. Данные используются обследуемым в целях саморазвития или в др. целях (например, в методике "Биограф" испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом). 2. Данные используются психодиагностом (например, для психокоррекционной работы). 3. Данные используются администрацией для принятия решения. На этапе предварительной работы с заказчиком этика психолога требует четкого определения целей и задач психодиагностики (то есть, оформления заказа). Четкое определение того, чего хочет заказчик, необходимо, чтобы не сообщить о человеке лишней информации (не отвечающей на вопросы заказчика). Лучше всего отвечать на вопросы заказчика в форме беседы, которая должна быть предварительно продумана психологом. Если заказчик требует ответа психолога в виде психологического заключения, то последнее должно отвечать определенным требованиям. 4. Основные требования к психологическому заключению [26] 1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации. 2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики. 3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. 4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы. 5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: - состояние респондента;
- характер контакта испытуемого с психологом;
- нестандартные условия тестирования;
- др.
5. Способы решения психодиагностических задач Ниже приведены некоторые способы решения психодиагностических задач: 1. Длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях. Для этого необходима постановка цели исследования, а также знания о том свойстве, которое наблюдается. 2. Создание психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования. 3. Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и др.) С точки зрения решения психодиагностических задач, психодиагностические методы имеют следующие преимущества: • представляют информацию о человеке за короткий промежуток времени; • данные, полученные с помощью психодиагностических методов, позволяют дать количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми; • позволяют прогнозировать поведение человека; • др. 6. Этапы психодиагностического процесса [27] Существует несколько схем психодиагностического исследования. Вот некоторые из них: Этапы психодиагностического процесса по Й. Шванцаре 1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, др.). 2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов. 3. Проведение тестирования; анализ полученных данных. 4. Формулировка заключений (например, об уровне психического развития). 5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе. 6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения. Этапы психодиагностического процесса по Корманну Схема психодиагностического процесса по Каминскому В практике психодиагностики известны противоположные приведенным подходы: Подход "по рецепту" заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест. Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами. Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого. Общей чертой этих подходов являются погрешности при постановке вопросов. "Задавать правильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики" Й. Шванцара Примечания: [25] См. 1., С. 13. [26] См. 2. С. 11; 5., 3. С.339-354. [27] См. 3. С. 66; 4. С. 192-195. Литература: 1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13. 2. Анастази А. Психологическое тестирование.Т. II – М.: Педагогика, 1982. 3. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46. 4. Grubitzsch S. Testtheorie – Testpraxis. Psychologische Test und Prufverfahren im kritischen Uberblick. – Germany, Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag Gmbre, 1991. S. 192-195. 5. Психологическая дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации / Отв. ред. В.В.Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. 33 с. Дополнительная литература ко всему курсу 1. Бызова В.М. Основы психодиагностики, учебное пособие, Сыктывкар, Гос. университет, 1992, 59 с. 2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – СПб РИО, СПб ГУ, 1991, 75 с. 3. Гарбер Е.И., Казча В.В. Методика профессиографии. – Cаратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992, 196 с. 4. Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической дианостики: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1991, 55 с. 5. Кто есть "Я". Тесты. / Сост. А.О.Бурдин. – Пермь: МП "Книга", РЦПО Голос, 1992, 57 с. 6. Левитан К.М. Знаете ли Вы себя ? Сборник психологических тестов и рекомендаций. – Екатеринбург: Профтех, 1991. 7. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: описание и руководство к использованию / Отв.ред. А.Ф.Кудряшев. – Петрозаводск: Петроком, 1992, 318 с. 8. Методики изучения интеллекта. 4.1 / И.Н.Агафонова и др. – СПб: Гор.институт усовершенствования учителей, Кафедра педагогики и психологии, 1991, 221 с. 9. Можете ли Вы стать бизнесменом ? Научно-популярные тесты. Авторы-составители В.П.Фоминых, Е.В.Гунина, О.И.Волошин.- Изд-во Чувашского университета, 1992, 131 с. 10. Познай себя и других: популярные тесты. / Сост. И.Г.Леонтьев. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1993, 132 с. 11. Потапенко Т.М. Как стать миллионером. Психологические тесты. – Киев: Будивельник, 1991, 94 с. 12. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / И.Ю.Беляева и др. – М., Изд-во МГУ, 1992, 116 с. 13. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А.Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990, 272 с. 14. Предчувствие портрета. Сборник тестов / Сост. Е.Владимирова. –Екатеринбург: Ладъ, 1992, 158 с. 15. Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А.А.Митькин, Н.Н.Корж. – М.: Наука, 1993, 204 с. 16. Психологический статус личности в различных социальных условиях: диагностика и коррекция / Межвузовский сборник // Под ред. В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с. 17. Развитие и диагностика способностей / Л.Г.Алексеева и др. // Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. – М.: Наука,1992, 179 с. 18. Рейнвальд Н.И. Личность и характер: учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 1992, 88 с. 19. Симоненко Ю.А. Искусство разбираться в себе и других. Психологические тесты. – Л.: Культурно-досуговый центр "Просветитель", ЛГИК, 1990, 24 с. 20. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. – М.: Педагогика, 1989, 199 с. 21. Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика. Учебное пособие.– СПб РИО, СПб ГУ, 1992, 59 с. 22. Тесты. Вып.2. – М.: Информационно-коммерческое агенство "Информбанк" центрального правления Всесоюзного экономического общества, 1990, 28 с. 23. Тесты. Полезные советы / Сост. С.Х.Меретукова. – Майкоп: Адыгейское книжное изд-во, 1992, 168 с. 24. Черепанова Н.С., Дорожкин Ю.П. Графологическая диагностика. Методическое пособие. – М.: НМПИО "МАГ", 1992, 32 с.
|